КАСается всех

КАСается всех

С сентября прошлого года судебная система России «живет» по новому Кодексу административного судопроизводства, который систематизировал правила разрешения споров между государством и его гражданами.

О необходимости введения подобного Кодекса в юридической среде говорили давно. Еще в 2006 году Верховный суд РФ внес в Госдуму соответствующий проект, но принят он не был даже в первом чтении.

По сути, новый кодекс уточняет правила рассмотрения дел только в судах общей юрисдикции, и по-прежнему, под ведением Арбитражно-процессуального кодекса  остаются административные споры бизнеса. КАС так же прописывает процессы об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действия/ бездействия органов государственной или местной власти, где необходимо защитить нарушенные или оспариваемые права, свободы, законные интересы граждан, а также организаций (да, дела, связанные с решениями и деятельностью НКО тоже будут идти по линии КАС).

В числе самых значимых нововведений КАС:

  • Систематизация правил разбора споров между гражданами и государством четко обозначает роль и возможности каждой стороны, и снимает с, условно, слабой стороны – гражданина – бремя доказывания, возлагая его на соответствующий орган (организацию или чиновника). Таким образом, именно государство, как сторона, будет отстаивать законность своих решений, а не гражданин доказывать этих решений нелегитимность.
  • Введение ограничения на судебное представительство – один из самых оспариваемых моментов нового кодекса. Теперь юридическое образование для представителей сторон обязательно. Однако, это ограничение не распространяется на граждан – они во всех инстанциях по-прежнему смогут судиться лично, независимо от уровня подготовки (за исключением некоторых случаев, связанных с вопросами психической нестабильности гражданина или недобровольного освидетельствования).
  • Возмещать судебные издержки теперь будет проигравшая сторона. По этому пункту многие спорят, но оговоренные исключения  - особые льготные категории граждан - освобожденные от возмещений судебных издержек даже в случае проигрыша по делу, не дают надежды на изменения в части этой поправки.

Впрочем, стоит отметить, что переход на новый КАС не вызвал каких-то особых сложностей. О необходимости внесения правок и редакций заговорили, практически сразу, но без скандалов, в режиме регулирования  рабочих моментов. В пользу такого спокойного отношения к новому кодексу говорит то, что, по мнению многих экспертов, резких изменений на самом-то деле не произошло. КАС, представ как кодификация сложившихся практик, распределенным по разным процессуальным порядкам, предложил достаточно много интересных новаций – упрощенное производство, административный иск, декларирование активной позиции суда и другие. Практики, по сути, предполагают повторение привычных алгоритмов, только с новыми номерами статей. Что в свою очередь, позволяет не беспокоиться за перспективу резких изменений практики со стороны судей.

В итоге, новый КАС, появление которого стало возможно, благодаря объединению высших судов, в дальнейшем будет способствовать нахождению оптимального баланса судебной системы страны, развитию  процессуального законодательства, и, вполне себе, способен стать одним из драйверов развития российской судебной системы.

 Получить консультацию, записаться на прием: (4212) 704 - 007