• office@urotdel-dv.ru
  • +7 (4212) 70-40-07

Не обессудьте...

Не обессудьте...

Упразднение Высшего арбитражного суда РФ и создание нового Верховного суда Российской Федерации – одно из самых удивительных событий в правовом мире страны.


Владимир Путин подписал соответствующий пакет законов, и теперь, согласно поправкам внесенным в Конституцию, ВАС РФ должен быть ликвидирован в течение полугода, а его полномочия переданы Верховному суду, такой «объединенный» ВС продолжит дело нынешнего.


Из яркого: у генпрокура станет гораздо меньше полномочий – не он сам, президент будет выбирать ему заместителей и назначать прокуроров в регионах (хотя и по предоставлению и согласованию), освобождать их от должности тоже будет глава государства.


А еще Новый Верховный суд будет состоять всего из 170 судей. Для формирования первоначального состава суда будет создана специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ.


Другим подписанным законом ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации» очерчивается компетенция ВС РФ по рассмотрениюдел гражданских, уголовных, административных, дел по разрешению экономических споров, и иных в качестве суда надзорной инстанции, ну и еще в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кстати, впервые в одном нормативном правовом акте установлен перечень категорий дел,  подсудных ВС, как суду первой инстанции.


В связи с объединением предусмотрено образование Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда. А еще вместо военной коллегии ВС будет создана Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС. Место дисциплинарного судебного присутствия займет Дисциплинарная коллегия ВС. Законом также определена компетенция председателя ВС. Определено еще и место постоянного пребывания нового ВС – это Санкт-Петербург.


То, что однозначно удивило всех – в законах отдельно прописывается, что действующие судьи ВАС и ВС, которые не попадут в свежесозданный суд, лишатся своих полномочий с формулировкой «отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда»


И вот, по истечении 180 дней, после дня вступления в силу закона о поправке к Конституции РФ, ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» вступит в силу (за исключением ряда положений, для которых установлены индивидуальные сроки).


С того самого момента, как этот законопроект попал в Госдуму, Верховный Арбитражный Суд пытался уговорить депутатов, если не отказаться от его рассмотрения, то хотя бы подождать до более полной проработки сопутствующих законопроектов.


Официальный отзыв ВАС обращает внимание на отсутствие в законопроекте комплексного подхода к изменению судебной системы и на недостаточность срока для  передачи всех необходимых функций от ВАС к ВС. Этот же документ указывает на вероятность возможного «полного упразднения всех арбитражных судов». Ведь именно ВАС отвечает за финансирование арбитражных судов, единолично распределяя бюджетные средства. Денежными вопросами в судах общей юрисдикции ВС ведает Судебный департамент, изменений полномочий которого новый законопроект не предусматривает.


Другой спорный момент – новый законопроект четко рисует перспективы для ВАС, однако ничего конкретного не сообщает о судьбе действующего ВС. В свете высказываний первого замглавы ВС Петра Серкова о том, что «новый ВС не является преемником ныне действующего ВС, от ВС переходит только одно наименование», арбитражная система посчитала эту ситуацию несправедливой, поскольку в новом законопроекте нет положений об упразднении действующего ВС РФ, что нарушает принцип равенства судов, а также прав судей и работников аппаратов судов.


Из других замечаний отзыва: пока неясно сохранятся ли действующие в настоящее время правила Арбитражного процессуального кодекса, регулирующие надзорное производство по экономическим спорам, электронную систему подачи документов, получение информации о движении дела в интернете. Другие моменты: в отзыве говорится о снижении независимости судей, нарушении базовых принципов их несменяемости (по Конституции судьи несменяемы, и даже при изменении конституционного строя судьи всех судов, сохраняли свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны). ВАС настаивает на автоматическом переходе судей действующих высших российских судов судьями «нового» ВС, для чего потребуется только их согласие. Те же, кто не подаст соответствующее заявление в рамках установленных правил должны досрочно отправиться в почетную отставку (с выплатой компенсации, естественно). При этом требования к стажу работы в области юриспруденции, необходимому для назначения  пожизненного содержания, предлагается снизить вдвое. Отмечается неясность судеб судей в отставке, которые отработав в должности не менее 20 лет, имеют право на обычную пенсию или ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% от зарплаты работающего на его бывшей (или соответствующей) должности судьи - в связи с упразднением ВАС предлагает прописать в законопроекте принципы расчета таких выплат.


Еще один момент, вызвавший недовольство ВАС - намерение президента закрепить в законе численность судей (как мы уже упоминали, их должно быть 170). Что, во-первых, существенно затрудняет увеличение штатной численности (если возникнет такая необходимость), а, во-вторых, не позволяет установить - на каких принципах  будет формироваться судейский состав, и каковы будут гарантии участия  в нем арбитражных судей.


Верховный суд по поводу широко обсуждаемого законопроекта молчит...


Посмотреть наши предложения или Записаться на консультацию