Новое в законе о госзакупках

Новое в законе о госзакупках

Новое в законе о госзакупках


Государственные закупки - это специальная конкурентная форма размещения заказов на оказание услуг (поставку товаров или выполнение работ) для государственных или муниципальных нужд, по заявленным в соответствующей документации условиям, в обозначенные сроки, соответственно принципам состязательности и справедливости.


На сегодняшний день существует два способа государственных закупок: конкурентные и неконкурентные; последние проводятся без торгов (например, на товарных биржах с закупкой из одного источника). Более популярным способом являются конкурентные госзакупки, которые могут проводиться в форме конкурса или аукциона (открытых, закрытых). На открытые конкурсы и аукционы приходится основная доля всех проводимых в РФ закупок.


Сегодня многие участники торгов уже  приспособились к работе системы госзакупок. Хотя до сих пор еще возникают сложности (как технические, связанные с работой самого сайта, так и правовые),   Однако надо отдать должное - система, постоянно дорабатывается. Так с 2014 года вступает в силу новый закон (сейчас основным нормативным актом, регламентирующим процедуры закупок в РФ, является федеральный закон ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). В апреле текущего года президентом был подписан закон (№ 44 - ФЗ от 5.04 2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот закон вступает в силу с 1 января 2014 года и заменяет собой существующий.


Новый закон призван обеспечить большую прозрачность в сфере закупок, повысить планку участникам торгов (предполагая их больший профессионализм), стимулировать введение инноваций, определить ответственность за эффективность торгов. Главная задача - создать участникам процесса госзакупок равные условия и здоровую конкуренцию.


Одним из главных недостатков прежнего закона являлось наличие только одного фактора определения победителя торгов: выигрывал тот, кто предлагал свои услуги (товар) по минимальной цене. Это существенно отражалось на эффективности процесса (дешевле - не значит лучше).


В новом законе, кроме цены, будет приниматься во внимание соответствие предлагаемых услуг пороговым требованиям заказчика. Так же закон теперь не позволяет проводить заказчикам большинство конкурсов с одним поставщиком (разве что «малые закупки» - до 5% годового оборота заказчика).


Предпринимаются антидемпинговые меры - подрядчик, готовый существенно снизить цену (более чем на четверть) должен предоставить обеспечение исполнения тендера, увеличенное в 1,5 раза относительно требуемого.


А еще поставщикам теперь придется подтверждать свою способность выполнения заказа банковской гарантией (и, конечно же, будут ужесточены правила выдачи таких гарантий).


И важный момент - введено обязательство проведения повторных торгов, в случае если в первый раз торги были признаны недействительными. Так раньше госзаказчик имел право заключить прямой контракт сразу после объявления торгов несостоявшимися (и порой он специально делал так, чтобы торги не состоялись). Согласно новому закону заказчик обязан провести новые торги по установленным правилам, и только после этого он получает право прямой закупки.


И еще одно новшество - в общем доступе появится база с реестрами жалоб, нарушений, результатами предыдущих конкурсов и планами будущих закупок. 2014-й год будет для нового закона адаптационным, полностью же сам закон вступит в силу в 2017, а до этого наверняка будут пересмотрены многие его положения и внесены необходимые поправки.


Если вам требуется более подробная (или индивидуальная) консультация по предстоящим изменениям, или у вас имеются вопросы по текущей ситуации - обращайтесь к нам. Урегулируем проблемы, представим и защитим ваши интересы в Федеральной Антимонопольной  Службе,  Арбитражных судах.


Получить консультацию, записаться на прием: (4212) 704 - 007