Госзакупки. Понять. Купить...

Госзакупки. Понять. Купить...

Действующую систему госзакупок давно критикуют эксперты и участники рынка, монополизация госзаказа в последние годы растет, а все попытки повысить прозрачность в этой сфере натыкались на интересы сильнейших ее участников. Внедряемые нормативные новшества были не системны, и, по мнению экспертов, только повышали уровень хаоса.


И вот, по результатам прошлого, 2017 года, доля неконкурентных госзакупок достигла 96%. Только 3,6% закупок осуществляется путем проведения аукционов и конкурсов, согласно требованиям гражданского законодательства*. Неудивительно, что уже в апреле стало известно о предстоящем вступлении в силу новых положений законов о регулировании госзакупок.


С 01 июля 2018 г. вступили в силу значительные изменения в закон №223-ФЗ. Так все закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные (первые получат приоритет и станут полностью электронными). Вводятся и четко регламентируются правила описания предметов закупки. В ряду новых ограничений теперь запрет на требование обеспечения заявок. Электронные площадки должны отработать все заявленные изменения, чтобы обеспечить обновленный процесс.


Основная тенденция – 223-ФЗ значительно сближается с более строгим 44-ФЗ. Введенные новшества существенно ограничивают свободу заказчика, наделяя его рядом обязанностей. По мнению экспертов 223-ФЗ перестает быть свободным, «рамочным».


Итак, спустя месяц, как показали себя обновления в законодательстве о госзакупках? На практике – пока никак. По объективным причинам изменения откладываются до ноября. За отведенный срок предприятия не успели утвердить и разместить в Единой информационной системе новое положение о закупках. Не заработали в должном режиме электронные площадки и прочее.


Соответственно, благодаря тому, что изменение закупочной деятельности затягивается, у нас появилась возможность детально подготовиться к этим переменам. Будем надеяться, что это нам всем поможет…


*По сообщению Минфин России от 02.04.2018